Роль агитационной листовки в годы ВОВ

С первого дня и практически до последнего дня ВОВ продолжалась так называемая «бумажная война» между пропагандистской службой третьего рейха и отделом пропаганды советсткой страны, которой в то время занимался ГлавПУРККА. И если в первые месяцы войны агитационные материалы в больших объемах поставлялись на фронт и забрасывались в тыл немецким командованием, то начиная с 1943 численный перевес в таких материалах был уже на стороне СССР.

За все время войны главное политическое управление издало и распространило 2,76 млрд экземпляров пропагандистской направленности. Это 10 млн. экземпляров газет и чуть больше агитационных брошюр, но еще больше было распространено листовок и обращений, которые аппелировали к массовому пролетарскому и крестьянскому сознанию немецкий солдат. Причем они были направлены не только к военнослужащим, но и к гражданскому населению. Эта работа по распространению листовочных и других агитматериалов продолжалась по сути до последнего. Среди солдат и офицеров армии Рейха оставались еще верные присяге и не склонные воспринимать пропаганду противника, это же касалось и мирного населения. agitacshionnaya-listovka-VOV

При этом уже тогда задумывались о таких, казалось бы современных инструментах управления рекламой, как дизайн, юзабилити и др. Конечно, мысль была чисто военной и нельзя сравнивать ее с идеями информационных дорхенгеров современности. Но стратегия учитывается везде: и в войне, и в бизнесе.

Например, учитывалось в дизайне, в какое время года листовки будут использоваться. Добивались того, чтобы материалы не пропадали впустую, и были заметны сразу, как только попадутся на глаза. Был даже придуман хитрый ход: сторона листовки имитировала немецкие бумаги, такие, как, например, кем-то оброненные полевой почтой письма или же обрывки фронтовых газет с фронтаовой линии. Этим добивались того, чтобы материалы сразу не уничтожались, а убирались, кроме того, их легче было спрятать от собственого командования.
На пропагандистских листовках печатались заявления правительства, выступления отдельных государственных личностей и документы. Цель этих бумаг: убедить солдат противника и мирных жителей в том, что командование Вермахта их обманывает. В ходу были так называемые листовки-лозунги и листовки-пропуска. Последние открывали путь немецкому солдату в советский плен.

Битва под Москвой стала переломным моментом не только в расстановке сил и стратегии воюющих сторон, но и в идеологии. По собранным данным, если в июне-августе 1941 года недовольны войной были всего лишь 18% личного состава немецкой армии, то уже в сентябре-октябре уже 43%, а в ноябре-декабре, когда под Москвой силы вермахта были разбиты РККА – число недовольных выросло до 77 %!

Это уже была идеологическая победа! Это была, что называется оччень "теплая целевая аудитория", с ней можно было эффективно работать. При этом необходимостью становится изменение содержания листовок для того, чтобы процесс распространения материалов был максимально эффективным. Теперь нужно было убеждать немецкую нацию в неизбежности гибели ее армии на Восточном фронте. Это содержание заменило предшествующее, где упор делался на классовое сознание немецких солдат. Однако процесс и с начала 1942 года шел далеко не так гладко, как могло бы показаться. Поражение РККА на Кавказе и стремительные контрнаступления немцев в поволжье летом 42 года заметно снизили эффективность пропаганды. Однако окружение и разгром сил противника под Сталинградом, снятие блокады с Ленинграда и ряд других локальных побед Красной Армии вызвал заметный интерес к пропагандистским материалам.

© 2024 Типография Листовщикъ